Устройство губной гармошки

Устройство губной гармошки

Губная гармошка состоит из трех основных частей:   

  1. Корпус (гребенка, comb). Обычно его делают из дерева, пластика или металла. Похож на расческу. Прорези в корпусе выполняют роль воздушных туннелей.
  2. Платы с язычками (reed plates). Обычно их производят из меди. На платах заклепками или сваркой закрепляются язычки. Платы крепятся к корпусу винтами или гвоздями (классический вариант). Плата с язычками на выдох располагается над корпусом, а на вдох – под корпусом.

3. Крышки (covers). Выполняют роль звукового резонатора. Без крышек гармошка тоже будет звучать, но очень тихо, к тому же губы будут мешать язычкам свободно колебаться. Крышки крепятся на корпусе винтами или гвоздями. На верхней крышке обычно наносят номера отверстий – возможно, для тех, кто умеет читать губами.

Откуда звук, маэстро?

Высота звука у гармошки повышается слева направо (как на клавиатуре фортепьяно). Длинные язычки дают низкое звучание, короткие – высокое.

Воздушная струя, направленная в корпус или из него, проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Однако звучание инструмента определяется не вибрацией язычков. Вы можете убедиться в этом, если снимете накладку и подцепите один из язычков. Вы услышите тоненький звук «пинь», не имеющий ничего общего со звучанием гармошки. На самом деле эффект создается тогда, когда вибрирующий язычок прерывает воздушную струю.

По тому же самому принципу работает и сирена. Зазор между язычком и краями соответствующей прорези чрезвычайно мал, поэтому, когда язычок во время вибрации попадает в прорезь, проход для воздушной струи временно перекрывается. Когда язычок проходит прорезь в ту или другую сторону, путь для воздуха вновь остается открытым. Таким образом, звучание губной гармошки определяется колебаниями воздушной струи.

Язычки – это не гитарные струны, звучание которых усиливает акустический резонатор. Скорее, их можно сравнить с пружинами, которые заставляют вибрировать воздушную струю. Миниатюрная губная гармошка не обладает таким большим акустическим резонатором, как скрипка или гитара. В ней нет ничего, что может усилить звук, который создается исполнителем. Вот почему гармошка зависит в основном от возможностей музыканта.

Существует мнение, что звук этого инструмента во многом определяется материалом, из которого изготовлен корпус. Возможно, так оно и есть. Однако уловить эту разницу могут только очень опытные специалисты.

Блюзовая гармошка

Блюзовая диатоническая гармошка («десятка») обычно имеет 10 отверстий. В каждое можно играть и на вдох (англ. draw), и на выдох (англ. blow). При определенных навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приемов – бендов и передувов. Продается в разных тональностях и настройках, но самая распространенная настройка – C-dur. Блюзовая гармошка отражает афро-американскую культуру. Если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам точно подойдет блюзовая диатоника.

Тремоло-гармошка

Гармошка «Тремоло» является диатонической, как и «десятка». Отличие в том, что в корпусе имеется горизонтальная перегородка, разделяющая две пластины – верхнюю и нижнюю. Каналом в губных гармошках «Тремоло» и «Октава» принято называть два вертикально расположенных окошечка с двумя язычками, настроенных на одну ноту, но с разной частотой настройки. Это позволяет, в отличие от блюзовой «десятки», создать звучание «Тремоло», то есть разлив звука, и октавное звучание. Таким образом, на каждую ноту приходится два язычка, и звук получается более насыщенным, гармонным и объемным. Это соответствует музыкальным культурам Европы и России, позволяет полноценно исполнять мелодии этих культур.

Октавная гармошка

Октавная гармошка – другая разновидность диатоники. В ней две звуковые платы звучат одновременно и настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр объемного звука.

Хроматическая гармошка

Хроматическая гармошка («хромка», «хроматика») дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приемов. Как правило, для этого используется кнопка («слайдер», «клапан»). При нажатии происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону. Количество отверстий у хроматической гармошки от 12 до 16. Большой размер и наличие кнопки позволяют визуально отличить большинство инструментов от других типов гармошек. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.

«Хроматика» с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармошки в начале ХХ века, первые модели появились около 1910 года.

Яндекс.Метрика