История создания губной гармошки

На фото: единственная в мире хроматическая Тремоло гармоника Suzuki SCT 128

Губная гармошка – компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире.

По своей сути прототипом губной гармошки является изобретенный китайцами музыкальный язычковый инструмент шен. В России шен известен очень давно, еще с периода татаро-монгольского владычества. Также доподлинно известно, что в середине XVIII века игрой на шене увлекался придворный музыкант Иоганн Вильде в Петербурге.

Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, язычки крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. Позже возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов.

В 1790 году в Петербурге, используя это изобретение, Франтишек Киршник изобрел металлические планки с «колеблющимися язычками». В 1820 году в России тульские оружейники братья Шунаевы и Тимофей Воронцов организовали артели по изготовлению металлических планок и ручных гармошек.

Первая губная гармошка из таких планок была создана в Германии Христианом Бушманом в 1821 году. По задумке автора его детище было, скорее, камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

На фото: диатоническая гармоника Marine Band фирмы Hohner (блюзовая «десятка»)

В 1825–1826 годах в городе Вена были изобретены губные гармошки венской системы и губные гармошки книтлингеновской системы (по названию города, где их стали производить). Губные гармошки венской системы отличаются от предложенных Рихтером тем, что имеют среднюю перегородку. На верхней и нижней планках наклепано по одному голосу, имеют настройку «тремоло» (разлив) и отличаются большим разнообразием диапазонов и форм. То есть, губная гармошка «Тремоло».

На фото: диатоническая Тремоло гармоника фирмы Hohner

  Губные гармошки книтлингеновской системы – инструменты однооктавные и двухоктавные. Эти гармошки имеют более широкие каналы, чем у «Тремоло», так как в верхней и нижней планках наклепано по два голоса. Последовательность звуков в принципе та же, что и в системе Рихтера.

В 1857 году крупнейшим массовым производителем губных гармошек стала фирма из Германии, из города Троссингена. Ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. Только в 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнять и классику, и джаз, и блюз, и рок, и этническую музыку. 

Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели. Во время Первой и Второй мировых войн различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат.

Что касается России, известно, что губная гармошка была распространена в XVIII и в начале XIX века.

Первые самоучители для гармошек на русском языке появились в начале XIX века, но, к сожалению, все только для 10-канальных губных гармошек. «Общедоступный самоучитель для духовной гармоники» на русском языке был выпущен М. Бельским в 1903 году (на 11 страницах по цифровой системе «табы»). Граммофонная пластинка была записана Г. Доманским в 1913 году («Семь сорок», марш, интермеццо, вальс).

В 1929 году к первому Всесоюзному слету пионеров К. Благовещенский и А. Новосельский выпустили «Краткий самоучитель для губной гармошки» – 7 страниц.

В период относительного потепления в отношениях с Германией (в 1940 году) Министерство обороны СССР решило по примеру вермахта также положить в рюкзак советскому солдату губную гармошку для поднятия боевого духа. В связи с этим по рекомендации Министерства обороны было налажено с помощью немецких специалистов производство губных гармошек «Тремоло» в артели «Тульская гармоника» и на фабрике им. Советской армии в Москве (к сожалению, архивы фабрики сгорели во время войны при пожаре).

В 1964 году редакция популярного журнала «Наука и жизнь» в № 9–12 перевела с немецкого языка и опубликовала (с некоторыми сокращениями) самоучитель игры на 10-канальной однорядной губной гармошке.

На фото: хроматическая губная гармоника Super 64 Chromonica фирмы Hohner (16 отверстий)

На следующем потеплении в идеологической борьбе в 1957 году, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в Москве, в СССР в массовом порядке были завезены в торговую сеть губные гармошки «Тремоло» венской системы и хроматические 32-канальные от производителя «Weltmeister» из Восточной Германии. При этом гармошки «Тремоло» были многоканальные, двухсторонние, с русским гармошечным строем. Однако учебных пособий опубликовано не было, и любитель «Тремоло» до 2000 года был вынужден обучаться самостоятельно. Это и вдохновило меня написать учебное пособие «Школа игры на губной гармошке «Тремоло» и «Октава».

10-канальные гармошки системы Рихтера, выпускаемые фирмой Hohner, в массовом порядке в Россию были завезены c 1990 года. Но это уже другая история.

  Вам интересно и вы хотите научиться играть на губной гармошке тремоло? Нажмите на кнопку ниже или можно  позвонить по номеру телефона: +79885548613.

Купить

Яндекс.Метрика